Главная arrow statia11
Конный завод им.С.М.Кирова №159 Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Administrator   
Sunday, 16 September 2007

     КОРОЛЬКОВ Александр Григорьевич
     КОННЫЙ ЗАВОД ИМ. С.М. КИРОВА N 159
    (впервые опубликовано в информационном выпуске «Тракененская порода лошадей», 1999 г., © ВНИИК) 
    
Главная усадьба конного завода им.С.М.Кирова расположена в 18 км от районного центра Целина, в 140 км от г. Ростова-на-Дону.
    
В привольных степях восточной части Задонской степи Сальского округа области войска Донского купцами Михайликовыми Иваном Николаевичем, Сергеем Степановичем и Семеном Степановичем в 1893 г. был основан конный завод. Он находился в станице Великокняжеской, ныне Пролетарской, в 19 км от ст. Целина.
    
Свидетельство об освобождении производителей от обязательной поставки в войска выдано Губернским управлением войска Донского в 1901 г. за N 9121. Тогда в заводе насчитывалось 39 жеребцов и 540 маток. Ежегодный средний приплод составлял 370 голов или 68 %. В заводе было три отделения: орлово-ростопчинское, полукровное английское и донское. Ежегодная реализация лошадей в возрасте 3,5-6 лет для ремонта и разным лицам составляла до 140 голов. В отчете за 1894 г. об осмотре проверочной комиссией Донского частного и Калмыцкого коннозаводства на войсковой задонской степи указывается численность и породность лошадей.
    
29 июня 1899 г. учреждается скаковое общество в станице Великокняжеской с приложением списка учредителей, в числе которых значатся братья Михайликовы. О высоком качестве лошадей этого завода говорит тот факт, что в сентябре 1899 г. в ст. Великокняжеской выставленные заводом лошади получили премии. В дальнейшем лошади завода братьев Михайликовых ежегодно принимали участие в выставках. В том  же году две лошади этого завода получили призы на скаковых испытаниях.
    
С.С. Михайликов был не только любителем, но и большим знатоком лошади и 8 ноября 1899 г. он избирается в техническую комиссию Общества.
    
В сентябре 1900 г. издаются "Правила о донском частном коневодстве на войсковой задонской степи." Одновременно создается бактериологическая станция в чем немалая заслуга принадлежала Михайликовым.
    
В период с 1906 по 1917 гг. в целях развития коннозаводства издается законопроект о дальнейшей аренде Задонской степи, а 3 сентября 1917 г. ассигновывается из государственного казначейства Донскому казачьему войску 1.377.852 рублей - в вознаграждение за аренду, под частное коннозаводство Восточной части Задонской степи, из которого солидная сумма была выделена Михайликовым.
    
На базу бывших коннозаводчиков создается государственный конный завод. В 1921 г. был создан военный конный завод "Сальский", который в 1926 г. был включен в состав Военного конного завода им. 1-й Конной Армии, как производственное отделение по выращиванию конского молодняка. В этот период были созданы элеверы - огороженные пастбища, на которых молодняк выращивался укрупненными табунами по 200-300 голов. В 1931 г. элеверный метод выращивания молодняка был реорганизован. К имевшейся территории завода были  присоединены дополнительные земельные угодья и вновь организован самостоятельный конный завод "Сальский", которому в 1936 г. было присвоено имя С.М. Кирова. Главное направление хозяйства, со времени его организации по 1953 г., было коннозаводческое - поставка племенной и ремонтной лошади. В довоенный период поголовье маток состояло из 600 кобыл донской и буденновской пород, а с 1943 по 1945 гг. - из 400 кобыл. Конный завод им. Кирова в годы войны во время эвакуации и реэвакуации всех материально-имущественных ценностей, в том числе и конского состава, перенес тяжелые невзгоды. Поздней осенью 1941 г. конский состав в количестве 2000 голов, после того как прошел сальские, калмыцкие и астраханские степи, с последним паромом был переправлен через Волгу в районе Никольска на левый берег в Западный Казахстан. Зимовка при 40 -градусных морозах прошла в тяжелых условиях и только весной 1942 г. лошади были возвращены в Калмыцкие степи. Пройдя их, Ставропольский Край, Кабардино-Балкарию и часть Северной Осетии табун оказался в ущелье Алагир. И вот по военно-осетинской дороге, по ущельям и горным хребтам, через Маминсонский и Сочхерский перевалы прошли в короткий срок и с наименьшими потерями добрались до г. Тбилиси в Согореджинский район, где конский сотав и зимовал.Обстановка на фронтах Великой Отечественной войны изменилась в лучшую сторону для наших войск и в марте 1943 г. успешно была завершена подготовка по реэвакуации конского сотава по венно-грузинской дороге. В район Млети, по ту сторону Крестового перевала, был завезен запас кормов, но в связи со снежными завалами в районе Крестового перевала, конский состав задержался на две недели и только в мае месяце 1943 г. был возвращен в завод с некоторыми потерями. Эвакуация и возвращение конского состава все время находились под контролем Буденного и Тюленева.В 1945 г. племенной состав донских и буденновских лошадей был передан вновь организованному Гащунскому военному конному заводу, а в конный завод им. Кирова были завезены тракененские лошади из Восточной Пруссии.

Последнее обновление ( Sunday, 16 September 2007 )
 

Warning: require_once(/home/rustrakr/public_html/protected/framework/yiilite.php) [function.require-once]: failed to open stream: No such file or directory in /home/rustrakr/public_html/index.php on line 380

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/rustrakr/public_html/protected/framework/yiilite.php' (include_path='.:/usr/lib/php:/usr/local/lib/php') in /home/rustrakr/public_html/index.php on line 380